Опора в лицах

Антон Васильев: «Нашему технопарку интересны реальные производства»

В рамках спецпроекта «Истории успеха» мы рассказываем о ярких представителях регионального бизнеса, представляющих Иркутское отделение «Опоры России». Наш сегодняшний гость — директор индустриального технопарка «Усолье-Промтех» Антон Васильев. Вместе с командой он реализует амбициозный проект, призванный показать, что в депрессивном моногороде реально создать проект федерального уровня.

Антон, скажите, какой смысл вы вкладываете в понятие «Предприниматель»?

На мой взгляд, предприниматель — это человек, несущий очень важную социальную функцию. Он придает смысл жизни тем, кто работает в рамках того или иного проекта. И свой собственный смысл жизни тоже создает. Не секрет, что для многих людей, само попадание в важный и востребованный проект — это свидетельство успеха, способ получения внутреннего ощущения радости, полноты жизни.

Главная отличие предпринимателя в том, что для него слово «ответственность» гораздо важнее и серьезнее, чем для наемного сотрудника. Ты должен и платить людям зарплату и в принципе отвечать, насколько качественный товар или услуга предоставляется клиенту. И все это на фоне высокой конкуренции, различных административных препонов, тяжелой налоговой нагрузки. Иллюзий у людей, когда-либо работавших в бизнесе, немного.

А что на ваш счет?

Технопарк мы развиваем вместе — командой, где я не являюсь владельцем, а занимаю должность директора управляющей компании. Наша задача — привлекать резидентов, развивать инфраструктуру.

Кстати, в предпринимательстве есть одна важная особенность – она заключается в ощущении, что в какой-то момент начинают если не опускаться руки, но возникает чувство, что никто не оценит твоих усилий. Бизнес — циничная штука, где только ты сам можешь понять, насколько твой продукт важен и как много сил и времени вложены в дело. Со стороны это, возможно, кажется каким-то мельтешением. Но никогда реальное положение нельзя объективно оценить, будучи снаружи. Только когда ты сам входишь в эту «комнату страха», то понимаешь, чего все там так боятся.

Вам сейчас не страшно?

Страх в какой-то момент времени уходит, а на его месте появляется убеждение — надо идти и делать. Несмотря ни на что. Если что-то не получается, делать выводы и продолжать работать. Активность убивает сомнения. Чтобы добиться успеха, надо прикладывать постоянные усилия. Эпизодическая активность к ведению бизнеса неприменима. Если уж ввязался — то тащить тебе эту повозку до конца.

Почему вы взялись за построение технопарка именно в Иркутской области, в Усолье-Сибирском?

Мы часто оперируем понятиями бизнес-среда, деловой климат в регионе… А в конечном счете все определяют условия и место, в котором человеку комфортно жить и работать. Если человека устраивает, какие люди его окружают, устраивают возможности того или иного города, то тут либо менять место, либо обстоятельства.

Вот я, допустим, закончил Сибирско-Американский факультет ИГУ. С моего курса только в Австралии сейчас человек шесть живет, не считая США и других стран. В Иркутске тех, с кем учился, остались считанные единицы. Я сам жил заграницей, в Москве 10 лет. Вот многие спрашивают, чего это мне понадобилось вернуться в Иркутскую область? А все просто. В какой-то момент мне в Иркутске стало комфортнее и интереснее, чем в столице.

Мне нравится Иркутск и иркутяне. Мне нравится и Усолье, где я сейчас работаю, хотя объективно понятно, что город, мягко говоря, не наполнен позитивом. Но в моем характере менять обстоятельства, а не подстраиваться под них. И это то, что мы сейчас делаем через развитие технопарка — мы меняем город. И даже больше: мы меняем бизнес-ландшафт в Иркутской области в целом. Наш регион сейчас — не самый передовой.

Почему же, на ваш взгляд?

В нашей области живут люди свободомыслящие. Таков наш менталитет у него есть как плюсы, так и минусы. Хорошо, что мы не любим, когда нам что-то навязывают. Но обратная сторона этого явления в том, что мы часто голосуем «против», что не всегда ведет область к положительную сторону. Раздробленность региональных элит прямо сказывается на стабильности экономики.

Убежден, что нам нужна жесткая, сильная, а главное позитивная идея в масштабах всей Иркутской области. Именно так, я считаю, регион может двигаться вперед и развиваться. Но, к сожалению, у нас многие под развитием понимают исключительно сокращение издержек, популистские методы перекладывания из одних расходных статей в другие. Ни от того, ни от другого экономике региона лучше не станет.

Не хочется говорить очевидные вещи, но посмотрите на самые крутые, экономически развитые регионы страны. Там во главе всех процессов стоит лидер, который развивает вверенный ему регион в контектсе общефедеральной повестки. Человек, принимающий собственные решения, а не окруженный толпой советников и кулуарными интригами.

Например, мне импонирует губернатор Ульяновской области, объявивший Ульяновск авиационной столицей России, и делающий все для укрепления этого статуса, привлекая все возможные инвестиции в инфраструктурные проекты. Хотя исходный экономический потенциал этого региона несопоставим с Иркутской областью. Но там системно идут по намеченному пути, с хорошей долей наглости.

А мы что? Мы ведь ничем не хуже. Областной власти пора перестать оглядываться на разного рода рейтинги регионов и место в них. Наша задача — развивать область. Суть не в позиции в рейтингах, а чтобы на территорию приходили инвесторы, готовые создавать реальные производства. И это задача, прямая обязанность руководства региона, в том числе и лично губернатора.

Поэтому, по вашему мнению, не сработал и статус ТОР в Усолье-Сибирском?

Иркутской области очень повезло, что предыдущий губернатор со своей командой смогли добиться статуса ТОР для Усолья-Сибирского. Мы получили его, скажем прямо, во многом авансом, еще когда территориии опережающего развития создавали только в дальневосточных городах. Новые областные власти долго ждали, что резиденты придут сами. Но этот статус ведь нужно поддерживать, просто так инвесторы не объявятся.

Территория опережающего развития — это маркер, указатель на выгодные налоговые условия. Но вовсе не гарантия, что на город вдруг посыплется манна небесная. А значит нужно формулировать проекты, выходить на ключевые федеральные министерства и лоббировать эти инициативы. Всего этого сделано не было.

А с чего начинался усольский технопарк?

В конце октября 2016 года мы создали управляющую компанию технопарка. Затем завели под управление первый объект, где теперь располагается администрация технопарка и первые резиденты, в число которых входит и Центр молодежного инновационного творчества. В мае 2017 года УК приобрела пять объектов, а в сентябре еще 12 объектов. То, какими темпами мы растем, опережает все проекты на территориях опережающего развития. Без преувеличения.

Сейчас мы приводим в порядок помещения в нашем управлении, бывшие цеха «Усольмаша». К нам активно приезжают потенциальные резиденты. Но вектор привлечения инвесторов и резидентов — не только у нас, но и в целом по области — должны задавать лидеры региональной власти. Повторюсь, это должно быть синхронизировано. Пока эта работа не станет системной, командной, с понятными, прозрачными правилами игры — у нас (имею ввиду область в целом) ничего не получится.

И какова в этих условиях глобальная, стратегическая цель вашего проекта?

Наш технопарк частный, и в этом его большой плюс. В том смысле, что мы не скованы вполне понятными чиновничьими ограничениями. А потому и генеральная цель нашей команды — создать коммерчески успешный продукт. Но. Продуктом будет являться не просто то, что мы станем сдавать в аренду купленные помещения. Мы предлагаем объекты, восстановленные из разрухи.

Наша задача — создать на уровне Иркутской области первый настоящий индустриальный технопарк. В том смысле, что предлагаем объекты с уже готовой инфраструктурой для запуска современных промышленных проектов регионального и федерального масштаба. Нам интересно на своих площадках размещать реальные производства. Готовы сами вкладываться в оборудование, создавать совместные предприятия. Может быть, у нас не получится. Но мы сделаем для все от нас зависящее для воплощения поставленной задачи.

Сейчас идет большая кропотливая работа, связанная с восстановлением инфраструктуры. Посмотрите на все наши бывшие заводы, что с ними стало? Там в основном сейчас торговые центры. Мы же очень хотим сохранить промышленный профиль наших цехов. И, что самое важное, из вполне рациональных побуждений.

К примеру, конечно же, собираемся входить во все создаваемые производственные кластеры и предлагать для этих проектов объекты с готовой инфраструктурой. Готовы размещать производства под нужные заказчику техусловия, и соответственно адаптировать помещения так, что предприятию не придется возводить цеха годами и ждать запуска. А просто попасть в кратчайшие сроки на готовое место и спокойно работать. В дополнение с налоговыми льготами ТОРа. Это совсем другой подход, нежели практикуется в регионе сейчас.

И сколько резидентов в технопарке сейчас?

Шесть, но они еще маленькие. Тот же ЦМИТ, строительная компания, два учебных центра, производство изделий из пластика. Сейчас заканчиваем ремонт второго этажа бывшей химлаборатории Усольмаша и эти помещения займет медицинский техникум. Здесь мы хотим, чтобы они в конечном итоге начали готовить специалистов для фармацевтических компаний. Которые, как мы надеемся, также придут на площадки технопарка — те же Фармасинтез, УсольеХимФарм, Смартсинтез и другие. Потому важно дать техникуму отличную учебную базу. Можно приехать и сравнить, то что есть там сейчас, и что готовим для студентов мы.

Если говорить о конечных целях нашего проекта, то сейчас мы ограничены территорией в 24 гектара. Но пока это никак не сковывает наше развитие. До потолка еще очень далеко. Ряд проектов с частью инфраструктуры мы сейчас пытаемся реализовать по областным программам поддержки предпринимателей. Все хорошие, полезные начинания мы готовы поддерживать. Денег, в принципе, не просим. Нам важно, чтобы была создана благоприятная среда для развития.

В этой ситуации каким должны быть цели и задачи нового руководства Иркутской «Опоры России» — как в регионе в целом, так и на местах?

Мы вот говорим, что «Опору России» в регионе нужно возрождать. Когда за этими словами будет видно реальное содержание, тогда предприниматели поверят в организацию. До недавних пор в «Опоре России» на уровне региона занимались чисто декларативной, пустой деятельностью. Сейчас же есть возможность все изменить.

Есть инвентаризация наших возможностей, есть программы Опоры, которые реализуются на федеральном уровне. Надо серьезно оценивать, как мы можем встроить в них Иркутскую область. Есть прямой доступ к профильным вице-премьерам? Надо выходить на них с внятными, конкретными предложениями. Но вначале четко сформулировать эти инициативы на уровне региона. А дальше исходим из того, каким инструментарием владеет организация.

Если с таким подходом «Опора России» успешно реализует в области хотя бы один проект, у заинтересованных людей изменится отношение к организации. В Опору поверят. Пусть это будет даже маленький, но важный и результативный шаг.