НовостиПрактикум

Блог Елены Синильниковой: о финансах на разных этапах развития бизнеса

Добрый день, друзья! С вами Елена Синильникова — эксперт по стратегическому финансовому планированию. Сегодня мы поговорим о финансах на разных этапах развития бизнеса.

 

Этап 1. Создание бизнеса

Старту бизнеса свойственна большая неопределенность и нестабильность.При становлении компании, когда появляются первые деньги, собственник не уделяет достаточно внимания учету финансов.  Предприниматель старается держать все цифры в голове — и потому не может полностью оценить ситуацию в компании, считая только два-три ключевых показателя. Автоматизация финансовых процессов не внедряется, как и система учета в целом. Особенно такая ситуация свойственна микробизнесу.

Если говорить обобщенно, это период беспорядка. Такое положение на старте вполне объяснимо — предприниматель больше озадачен выживанием бизнеса, нежели подсчетом финансовых показателей. Хорошо, если это состояние дел длится меньше трех месяцев. Но чаще беспорядок в финансах может продолжаться значительно дольше. Чтобы разобраться с ним, собственнику нужно принять осознанное, волевое решение. И заняться учетом, как только вопрос выживания фирмы уходит с повестки дня.

 

Этап 2. Развитие компании

При благоприятных раскладах компания переходит от становления к поступательному развитию.В это время растет оборот компании, увеличивается штат сотрудников, объемы производства. Деятельность компании в целом становится более масштабной.Если на этом этапе финансовый учет не отлажен и нет системы финансового планирования, то беспорядок станет сильнейшим тормозом развития.

Проще говоря, то, что на старте было допустимо, с усложнением структуры компании начинает напрямую влиять на качество управления компанией. Поэтому обычно на этом этапе в компании появляется свой бухгалтер, экономист, финансист, либо различные консультанты. Хорошо, если таким специалистам получится внедрить в компании расчет большего числа финансовых показателей. Но что, если в период роста системы финансового учета по-прежнему нет? Тогда рост может легко обернуться застоем или падением оборотов – и это практически приговор компании.

 

Этап 3. Стабилизация

Этот период в жизненном цикле бизнеса характерен формированием работающей и конкретной бизнес-модели. На данном этапе обычно известны основные партнеры, поставщики и покупатели. На уровне руководства уже должно быть понимание, как формируется прибыль, какие темпы роста и основные каналы сбыта.  Логичным развитием событий становится поиск возможностей для повышения эффективности и дальнейшего роста: как увеличить продажи, как повысить маржинальность бизнеса, как оптимизировать расходы, какое новое направление открыть, как систематизировать бизнес-процессы и выйти из оперативного управления.

Проблема в том, что у многих небольших компаний даже на этой стадии часто не выстроен финансовый учет.Как следствие — требуется больше объективной информации, на основании которой принимаются управленческие решения, требуется расчет большего количества финансовых показателей. Очень важным моментом на данном этапе является оценка финансовых рисков. А именно: достаточно ли оборотного капитала, как в компании избегают возникновения кассовых разрывов, насколько хорошо отлажена налоговая оптимизация.

Если система финансового учета в компании на данном этапе выстроена, а также процессы учета и формирования отчетности автоматизированы, то компания может развиваться дальше, тестируя различные сценарии развития и готова выходить на новый уровень.

 

Этап 4. Масштабирование

Довольствоваться текущим положением бизнесу несвойственно. И потому за этапом стабилизации неизбежно возникает потребность в дальнейшем масштабировании. Здесь требуется либо привлечение инвесторов, либо разработка и продажа франшизы, либо оценка собственных ресурсов для органического роста.Для серьезного, кратного роста требуется четкое понимание возможностей компании, какие ресурсы нужны, в каких количествах, окупаемость инвестиций, целевые показатели по прибыли.

Должна быть построена финансовая модель — финансовый план компании.На начальных этапах развития бизнеса решения, принимаемые собственником, достаточно просты, но по мере роста бизнеса система неизбежно усложняется. И, конечно же, требуется более глубокая финансовая аналитика. Без заложенной базы финансового учета качественный рывок сделать будет практически невозможно.

 


Для компаний на любом этапе развития крайне важно заложить систему финансового учета, и в целом порядок в финансах, еще в период становления бизнеса. При должных и системных стараниях руководства это направление органично развивается и масштабируется вместе с бизнесом.Цель собственника – иметь нужные показатели на каждом этапе развития компании.И чем позже вы начинаете процесс наведения порядка в финансах, тем сложнее и дороже это вам обойдется.