Опора в лицах

МАКСИМ САМАРИН: «Кризисы всегда приносят новые возможности, и только от нас зависит, как мы ими воспользуемся»

Интервью с генеральным директором компании «Максима», занимающейся производством дезинфицирующих и чистящих средств, дистрибуцией медицинских расходных материалов и оборудования.

— Как вы пришли в этот бизнес?

Все началось в 2007-м году. Моя мама на тот момент работала в Братске в медучилище врачом-инфекционистом, и ей предложили подработку – стать представителем Московской компании-производителя дезинфицирующих средств. Тогда с деньгами было, как обычно в кризисы — не очень, поэтому она согласилась. Но вскоре поняла, что торговля не для неё и предложила мне заменить её.

На тот момент я был занят в другой области, но меня заинтересовало новое направление. Это интеллектуальный рынок, где клиент крайне осторожен в выборе поставщика. Зачастую, предложение альтернативы товара приравнивается к полной апробации его в деле. А это достаточно долгий срок. Или клиент может спорить об эффективности продукта, ссылаясь на научные данные. То есть, медицина — это такой мир, где нужен особый, нешаблонный подход к каждому. Мне нравится находить эти пути для достижения результата. А благодарность клиента и причастность к спасению людей делают меня счастливым.

Спустя какое-то время я понял, что московский поставщик не очень надежен. И пришел к тому, что на своем канале сбыта гарантию может дать только продукция собственного производства. Поэтому я погрузился в разработку средств дезинфекции. Так появилась целая линия дезосредств.

Моя философия ведения бизнеса: вектор на качество продукции, прозрачность, открытость к диалогу, нестандартный подход в решении задач, постоянный рост и развитие, взаимовыручка, стабильность в исполнении обещанного.

— Как появляются новые продукты?

Новые идеи появляются в моей голове после общения с клиентами. Если дословно описывать весь процесс рождения новых продуктов, то выглядит это так: я общаюсь с врачами и медсестрами о трудностях в их работе, наблюдаю, чего не хватает, исследую особенности помещений — аптечных складов, реанимационных, палат, процедурных кабинетов, и ищу решения существующих проблем. На это уходят многие месяцы, а до момента реализации продукта – годы.

Сейчас в бизнесе кто-то идет по пути поставок существующего продукта на рынке, а кто-то по пути изобретений. Я иду двумя путями.

— Расскажите о флагманских продуктах сейчас. Локомотивы ваши — это…

Локомотив сейчас — это кожный антисептик. Раньше он был востребован только в больнице. То, что на него повысится спрос из-за коронавируса, никто не рассчитывал. Во время прошлых эпидемий — Эболы, Свиного и Птичьего гриппа и других – никто не использовал антисептик.  А в начале марта, после выступления премьер-министра Мишустина о применении антисептиков и масок, спрос на них многократно увеличился.

Антисептик на спиртовой основе, водная его вариация, жидкое мыло с антибактериальным эффектом, концентрат для обработки поверхностей — это те позиции нашей разработки, которые сейчас востребованы везде и всюду.

— В связи с тем, что сейчас такой огромный спрос на антисептическую продукцию, на рынке появляется много компаний-производителей. Оцените ситуацию в этом сегменте. Как потребителю не нарваться на подделку и купить качественную продукцию?

То, что сейчас происходит, основано на желании по-быстрому заработать, раскрученности темы в СМИ и отсутствии грамотности у населения. На самом деле, чтобы назвать средство антисептиком, нужно пройти процедуру сертификации. А, чтобы оформить сертификат — получить декларацию соответствия и свидетельство о государственной регистрации. Для этого нужно испытать антисептик на бактериологию, вирусологию, на особо устойчивые штаммы, проверить состав на токсичность и стабильность. Это стоит больших денег и занимает около года. Предприниматели, столкнувшись с этим, пытаются обойти эту процедуру. В лучшем случае — они оформят документы на косметический лосьон. Они готовятся в течение 10 дней, с ними можно присутствовать на рынке и называть продукт жидкостью с антибактериальным эффектом. А те, кто называет его антисептиком, грубо нарушают законодательство.

Производители таких лосьонов часто вводят в заблуждение потребителей, отмечая что данная жидкость сделана по ГОСТ. Но это ГОСТ на косметическую продукцию, говорящий о нормативах на токсичность и уровень ph продукции.

Потребителю необходимо читать этикетку продукта. Если там указан номер СГР – это медицинский антисептик. Если такой информации нет – это обычный санитайзер с непроверенными характеристиками.

— Что изменилось в работе компании в период кризиса и пандемии?

Кризисы, не смотря на всю их тяжесть, всегда приносят с собой обновления и свежие идеи, и только от нас зависит, как мы ими воспользуемся. Распоряжение Мишустина о закупе средств индивидуальной защиты было полной неожиданностью, и все немногочисленные товарные и сырьевые запасы кончились за несколько дней. А дальше из-за закрытых границ с Китаем, Кореей и Европой начался дефицит буквально всего – от химии до флаконов и пробок.

Из менеджеров по логистике мы переквалифицировались в менеджеров по закупкам и занялись поиском сырья по всей стране. Мы организовали дополнительные рабочие места на производстве, увеличили рабочую смену, убрали выходные.

— Как себя показал коллектив вашей компании в условиях пандемии?

Я, как директор компании, провел совещание и сказал, что несмотря на то, что доллар упал, кризис пришел, надо продолжать делать свое дело. Коллектив у настолько сплоченный, что я никого не принуждал работать сверх нормы. Есть задача – надо ее решить. Никто не уволился, наоборот, в команду пришли новые люди, мы расширились и у нас до сих пор не хватает рук.

— Кто вам требуется?

Нам нужен менеджер на корпоративные продажи, сотрудник на работу с маркетплейсами, грамотный дизайнер, активный маркетолог и менеджер по работе с Horeca.

— Как Вы поддерживаете боевой дух коллектива? Как сами восполняете энергию, чем любите заниматься?

Нам некогда было падать духом. Я, если вижу, что кто-то нос повесил, обязательно ставлю ему новую задачу, а во время поиска решений хандрить некогда. А что касается меня, то я предпочитаю йогу для баланса духа и тела, иногда «тягаю» железо. Из хобби — люблю гитару, интересуюсь авто и перспективными разработками, новациями в маркетинге. И, пожалуй, самое большое мое хобби — это работа.

— Поделитесь дальнейшими планами.

После общения с заказчиками открылись интересные ниши в области производства средств профессионального клининга, бытовой химии, сопутствующего оборудования. Также мы обязательно будем разрабатывать дезинфицирующие средства с новыми составами с учетом современных веяний и уроков, данными пандемией.

— Как будет развиваться рынок антисептиков, по вашему мнению?

Придёт очень много конкурентов. Я думаю, что часть из них просто одномоментно заработает на этом хайпе и потом успокоится, а немногие, возможно, выпустят на рынок продукт, который соответствует сертификации. Ну, а дальше — посмотрим, появится еще один конкурент или десять – это только к лучшему. Благодаря им мы становимся лучше. В своем продукте я уверен, его свойства проверены временем и испытаны клиентами. И, пользуясь случаем, приглашаю к сотрудничеству новых партнеров.