Наружная реклама в Иркутске вне закона: суть вопроса 

1 сентября 2018 года истекает срок действия всех договоров аренды уличных рекламных конструкций на территории Иркутска. Новые аукционы на право аренды мест под установку и эксплуатацию рекламных конструкций в рамках схемы размещения рекламных конструкций мэрией до сих пор не проведены — и это ставит в сложное положение множество добросовестных предпринимателей, работающих на рекламном рынке Иркутска. Эта проблема несет огромные риски, как для собственников рекламных щитов, которые понесут большие убытки при демонтаже рекламных конструкций, так и для администрации города, которая недополучит доходы в бюджет города, при этом будет вынуждена тратить ресурсы на демонтажи. Объясняем, как Иркутск оказался в подобном положении, а также чем это грозит бизнесу и городской инфраструктуре.

1. Как устроен рынок наружной рекламы в Иркутске

Рекламные щиты устанавливают на улицах города согласно Схеме размещения рекламных конструкций, утверждаемой Минимущества Иркутской области и Постановлением мэра города Иркутска. На основании этого документа администрация Иркутска предоставляет места под размещение конструкций частным компаниям по итогам публичных аукционов. Победители торгов размещают собственные щиты и платят мэрии ежеквартальную аренду за места под установку рекламных конструкций. За год эта сумма составляет в общем порядка 60 миллионов рублей.

При этом победители торгов внесли значительные суммы в бюджет за право на установку и эксплуатацию конструкций, при этом продолжая участвовать в социальной жизни города и в реализации крупных городских проектов, связанных с формированием комфортной городской среды и ростом привлекательности нашего города для туристов. Так, например, рекламные компании участвовали в создании памятника Леониду Гайдаю и скульптуры «Свидание» у кинотеатра «Баргузин», проводили выставки, приуроченные к 9 мая и Дню города. На рекламных щитах безвозмездно анонсируют важнейшие мероприятия и праздники, размещают  социально-значимую информацию от Федеральной налоговой службы, избирательной комиссии Иркутской области ГУВД по Иркутской области, данные по опеке детей-сирот и многое другое.

Согласно схеме, в городе эксплуатируется порядка 1,5 тысяч рекламных щитов. Принятие документа, регулирующего расположение объектов наружной рекламы, позволило мэрии навести порядок на улицах и избавить город от нелегальных рекламных щитов, и создать цивилизованный рынок наружной рекламы из собственников, ответственных за эксплуатацию и безопасность своих конструкций.

2. Мэрия Иркутска затянула с аукционами по аренде мест под рекламные конструкции

Последние аукционы на аренду площадок под рекламные конструкции администрация города проводила пять лет назад. Несмотря на уверения участников рекламного рынка, мэрией новые торги до сих пор так и не были объявлены. В результате сложилась ситуация, при которой 1 сентября истекут последние действующие договоры аренды мест под установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Более того, многие такие договоры истекли раньше, в предыдущие месяцы, а их пролонгация без проведения повторных аукционов не предусмотрена. На сегодняшний день ни по одной из площадок, предусмотренных городской схемой размещения рекламных конструкций, торги до сих пор не объявлены.

— Из-за бездействия администрации в Иркутске сложилась уникальная ситуация — в городе практически не осталось конструкций, которые согласно закону о рекламе можно назвать законными. При том, что мы, легальные предприниматели, продолжаем платить аренду по фактической стоимости, которую нам выставляет мэрия, — поясняет председатель комиссии по рекламе Иркутского регионального отделения “ОПОРЫ РОССИИ” Сергей Иоффе.

3. Законопослушные рекламные компании стали вне закона и терпят убытки

В результате бездействия администрации Иркутска значительную часть рекламных конструкций собственники эксплуатируют на полулегальных основаниях не первый месяц, хотя продолжают оплачивать арендные платежи по требованию администрации. Ныне положение предпринимателей таково, что в мэрии с 1 сентября могут признать незаконным любую конструкцию. И, соответственно, добиваться его демонтажа, как за счет бюджетных средств, так и возложить эту обязанность на собственника — первые такие требования мэрии в отношении законных собственников щитов, чьи договоры аренды истекли, уже фиксируются в городе.

— Наши рекламные конструкции стали, как машины без госномеров — это наша собственность, но эксплуатировать их нельзя. В результате сейчас рекламные агентства города несут большие риски из-за того, что в любой момент нам предъявят требования демонтировать щиты или мэрия решит их демонтировать своими силами.  Это сложные дорогие конструкции, демонтаж одного щита может достигать сотен тысяч рублей, а поставить новые рекламные конструкции взамен снесенных сейчас обойдется в несколько миллионов. Это может стать для нас неподъёмными убытками, — отмечает Сергей Иоффе.

4. Риск появления множества нелегальных билбордов на улицах города

Одновременно с полулегальным положением законопослушных собственников рекламных конструкций нарастает опасность массового размещения по городу нелегальных  щитов, настенных панно, опор  и ограждений. Это негативно скажется на состоянии рекламного рынка города, поскольку собственники незаконных конструкций не будут обременены арендными платежами и обязательствами по безопасности устанавливаемых конструкций.

Кроме того, “нелегалы” смогут продавать размещение на рекламных площадях значительно дешевле собственников легальных щитов, что еще сильнее усугубит положение добросовестных рекламных компаний. Демонтажем незаконных щитов придется заниматься администрации Иркутска, что ляжет существенной нагрузкой на городской бюджет.

5. Проблема требует скорейшего решения

Длительное время руководство Иркутского регионального отделения “ОПОРЫ РОССИИ” ведет переписку с администрацией города по поводу разрешения проблемы, однако из мэрии не поступает внятных ответов. Отчасти ситуация может объясняться кадровой чехардой в мэрии. Полномочия по контролю за сферой наружной рекламы передавали из расформированного комитета по экономике в КУМИ, а руководители и профильные заместители мэра постоянно меняются и системную работу с представителями рекламного рынка выстроить не получается.

— К сожалению вынуждены признать, что движения вперед по этому направлению нет. Как и в принципе непонятно, как будет развиваться рекламная отрасль города. Более того, сейчас участились случаи сноса рекламных конструкций, которые числятся в схеме размещения, хотя до этого их законно эксплуатировали и платили за фактическое использование, — пояснял недавно на заседании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве Иркутской области  председатель ИРО “ОПОРА РОССИИ” Александр Якубовский.

Руководители рекламных компаний города по прежнему готовы к конструктивной работе с мэрией, если и со стороны городских властей наконец последуют необходимые шаги. Сейчас, по словам Сергея Иоффе, вопрос требует скорейшего решения. И проблему вполне можно закрыть за считанные месяцы, в первую очередь в самое ближайшее время будут отыграны новые аукционы по размещению рекламных конструкций.

— Мы готовимся выступить с коллективным обращением к руководству “Единой России”, где описали сложившуюся ситуацию и призвали обратиться к мэру города Иркутска с просьбой как минимум ввести мораторий на демонтаж существующих рекламных конструкций на период предвыборной агитации. Также мы готовим обращение непосредственно на мэра Иркутска с просьбой ускорить процесс проведения аукционов на размещение рекламных конструкций, — рассказывает Сергей Иоффе.