НовостиПодробности

Сегодня мы вернулись в Центр современного искусства ЦСИ “Огонь”, где недавно провели День предпринимателя.

Сейчас здесь открылся экспозиционно-перформативный проект «Шевелись». Проектом мы заинтересовались потому, что основу экспозиции составляют произведения из коллекции учредителя ЦСИ «Огонь» Алексея Егорова, председателя Иркутского отделения «ОПОРЫ РОССИИ».

 

Помните эпичные кадры из боевиков, где герой пробивается к артефакту через разнонаправленные красные лазерные лучи? Вот примерно тоже самое вас встретит на входе в пространство Огня. Только лучи дружелюбные, зеленые и совершенно не страшные. 

Про выставку нам рассказал Алексей Талатай, куратор, замдиректора по внешним связям в ЦСИ «Огонь».

Зеленая линия проходит по всем выставочным залам, через каждое произведение. В каждой работе мы нашли доминанту, ось, диагональ, акцент художника и «пустили» нашу зеленую линию вдоль него. К примеру, эта  работа с сюжетом из Тайм-сквера перевернута на 90 градусов, ведь ее смысловая доминанта — башня, которая устремлена в небо.

И сколько же здесь работ?

Точное количество работ не считали.  Наша цель, скорее, постараться передать экспозиционное решение. При переэкспозиции проекта все работы, которые есть в коллекции у Алексея Егорова вынесли в залы и выбирали исходя из того, чтобы количественно занять все экспозиционные площади и суметь сделать  условную группировку произведений. Точно могу сказать одно — это только часть коллекции учредителя,  вся коллекция Алексея сюда не поместилась.

За счет того, что у Алексея Егорова разнообразная коллекция, здесь представленность получилась широкая. Есть авторы российские, есть авторы советского периода, 60-70 годы и есть зарубежные авторы. Помимо того, что в основе своей мы представляем работы из коллекции учредителя, есть еще несколько дополнительных вещей. Например интересная интерактивная инсталляция от Анастасии Кедриной.  Настя —  студентка, занимается программирование в области визуализации. Ее программа считывает контуры вашего тела и в реальном времени визуализирует ваши чувства: счастье, страх, гнев и другие. Они представлены разной анимацией, мы их можем переключать жестами.  Формы и сама анимация меняется, перетекает из одного в другое, заставляет улыбнуться и подурачится. Ощущения невероятные! Это интересная фотозона и возможность пошевелится, как и предлагает это проект.

 

Одну  из работ Алексей Талатай отметил особенно:

-В коллекции есть работа известного екатеринбургского художника Владимира Абиха. Его работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства и вот в Иркутске! 

С сайта художника: использует текст как один из основных художественных приемов, точно вписывая его в окружающую среду или превращая в перформативный акт.

Это большая ценность. Работа связана с исследованиями в области восприятия текста, распределением внимания в тексте, с тем, сколько времени взгляд человека задерживается на той или иной его части. У Абиха есть целая серия таких работ. В этой работе мы видим тепловой паттерн восприятия слова ВНИМАНИЕ. Наши посетители тоже отмечают эту работу и удивляются тому,  что недавно видели работы этого художника в сети и это просто чудо, увидеть его воочию. «Где вы ее взяли?» — удивляются!

 

А мы идем дальше по зеленой линии. Работы совершенно разные: в подрамниках, на ДВП, мозаика. А вот даже обратная сторона картины тоже является произведением и это классно сумели показать организаторы выставки. В одном из залов скульптура — инсталляция Василия Кузнецова, сделанная в рамках прошлой выставкой и заполняющая собой объемную пустоту.  Она стоит в обрамлении живописных работ на древне-русскую и христианскую тематику, которые хорошо в смысловом и концептуальном плане сочетаются с ней. Забавный советский уголок на выставке с элементами соцреализма. На нас со стен смотрят классики: К.Маркс, В. Ленин, товарищ Киров вещает на собрании. 

На выставке мы можем увидеть также выступления перформативной группы Огня под руководством Анастасии Лоншаковой и Маленького Злого Театра под руководством Валерии Марковой-Мамонтовой. Роль этой команды не только помочь выбрать работы, которые оказались на экспозиции.  В течение всей выставки они делают разные мероприятия, чтобы посетители увидели не только экспозицию, но и  современные перформансы —  смесь танца, движения, пластики. 

Алексей Талатай ведет нас дальше:

Большое количество работ носят музейный характер. Вероятнее всего их можно было бы встретить в музее, в галерее.  А поскольку мы не музей, мы продвигаем иной визуальный ключ и иные подходы к работе с произведениями и здесь, коль уж нам выпала возможность поработать с более классическими работами, мы решили их повесить так, как в музее их никогда бы не повесили. Но при этом у этом у нашей развески есть своя чёткая логика. Сначала кажется, что всё висит нарочито хаотично, но на самом деле, всё висит ровно. Только эта ровность в нашей современной интерпретации — по зелёной линии, вдоль которой направлена одна из основных диагоналей каждого произведения. 

Когда гуляешь по экспозиции можно слышать звуковое сопровождение. Его предоставила руководитель перформеров Анастасия Лоншакова. Звуковой ряд был написан для одного из её постановок бельгийским композитором. Запись долго лежала без дела и здесь удачно подошла к экспозиции в целом и к концептуальной  составляющей в частности.  Выставка называется «Шевелись» и сюда зашит смысл провоцировать зрителя, в хорошем смысле, на какие-то движения.  В коридорной части объемный легкий лабиринт из зеленых линий, чтобы надо было их переступать, пригибаться.  Интерактивная инсталляция в белом зале, которая тоже предлагает подвигаться и начать взаимодействовать. Мы слышим словесные инструкции, где женский голос призывает сделать какие то движения чтобы кто-то из пришедших людей решился подвигаться сообразно звучащим словам. Из последних элементов, которые призывают к взаимодействию, — соучастная инсталляция в дальнем зале. Доходя до него мы попадаем в небольшую комнату, где слышим шепоты. Там посетителю предлагается взять один бланк и написать, как он чувствует себя сейчас и с помощью предоставленных инструментов это чувство выразить и повесить его на левую стенку. Дальше взять бланк, где написано, как я хочу себя чувствовать и визуально изобразить и повесить на правую стену. Вот  такое квази социологическое исследование набирается. 

 

Выставка продлится до 7 июля. Приходите!