НовостиОпора в лицах

Роман Малиновский, председатель комитета по ВЭД и МО о проектах, планах, работе и немного о своей миссии

Роман, расскажите про деятельность комитета по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и международным отношениям (МО). Какие планы на деловой сезон?

Деятельность участников ВЭД нашего региона традиционно связана с Китаем. К сожалению, на сегодня есть определенные трудности с платежами и предпринимателям приходится искать небольшие банки с нашей, с китайской стороны, а также в третьих странах, которые готовы провести транзакцию. Но ведь помимо Китая, есть еще ряд стран с хорошей перспективой сотрудничества, поиском в этом направлении занимаются все участники ВЭД. К примеру это такие страны как, Монголия, Вьетнам, Таиланд, Мьянма.

В структуре федеральной ОПОРЫ тоже есть комитет по международным связям. Его возглавляет Николай Дунаев, с которым мы постоянно находимся на связи, обмениваемся мнениями, занимаемся экспертной работой на общероссийских площадках «ОПОРЫ РОССИИ». Последнее, что обсуждали —  это «курс на Вьетнам». С этой страной уже активно развиваем отношения и недавно, как Вы знаете, вместе предпринимателями из ОПОРЫ вернулись из деловой поездки оттуда.

Также наш комитет взаимодействует с другими организациями. В частности, с Ассоциацией экспортеров и импортеров. Это крупная и авторитетная организация в России, которая отвечает за внешнюю торговлю и у нас в Иркутске вскоре открывается отделение Ассоциации. Здесь я не вижу никакой конкуренции между бизнес сообществами, все работают win-win. 

Если говорить об органах власти, сегодня выстроены рабочие отношения с Представительством МИД России в г. Иркутске, с Консульствами Монголии и КНР. На федеральном уровне, мы являемся экспертами для Минпромторга РФ и находимся на постоянной связи с Заместителем Министра Романом Чекушовым и департаментом международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли. Мы ведем совместную работу по развитию отношений с Монголией, а также развиваем совместные проекты, такие как Союз Международных Торговых Домов. Это проект по развитию внешней торговли России, в рамках которого создаются интернет площадки и команды по обеспечению деятельности в разных странах.

 

А какую деятельность будут вести эти площадки?

После поездки или приема делегаций остается гора визиток, масса сообщений в мессенджерах. Компании, которые не смогли сразу выйти на сотрудничество, со временем теряли все наработки. Мы как раз создаем команду в России, Монголии, Вьетнаме и Китае, которые будут доводить эту работу до конца. Мы систематизируем работу бизнес миссий, все процессы, выставки, встречи будем подхватывать и приземлять их на площадки Торговых домом. Соответственно, будем организовывать переговоры, доводить их до заключения контрактов и продвигать товары обеих сторон. Аналогов подобного проекта нет, это высший пилотаж в нашей сфере. Кроме этого мы составим расписание бизнес миссий, примерно по четыре бизнес миссии в год по каждой стране: две в одну сторону и две реверсные. Они будут приурочены к различным выставкам и бизнес форумам. Еще из планов — привлечь в Монголию российского оператора и сделать международную выставку там с участием России, Монголии и других стран.

 

Почему нам так важны эти выставки? 

Потому что на сегодня у нас не осталось площадок, где наши предприятия могут взаимодействовать с рядом стран. Это не только европейские страны, но и Южная Корея, Япония, Таиланд. Сегодня нам сложно эти страны приглашать в Россию и удобнее взаимодействовать на международных выставках на нейтральной территории. Недавно тайская сторона выразили готовность работать с нами, связались со мной, готовы открыть российско-таиландский Торговый дом и вложить деньги в инфраструктуру. Мы уже ведем работу и готовим первую поездку в Таиланд, предположительно в декабре этого года. 

 

Как готовятся бизнес миссии? Кто составляет программу?

Так как мы делаем —  не совсем правильно. Все делаем быстро, в короткие сроки. Поэтому подчеркиваю, что систематизируем эту работу на базе союза Торговых домов под общим проектом с Министерством промышленности и торговли. Важно, чтобы миссии были плановые, под определенные тематические выставки и в одно и тоже время ежегодно для удобства планирования. В программу пребывания обязательно включаются следующие пункты: встречи с правительством, посещение выставки или бизнес форума, В2В переговоры, посещение предприятий и культурная программа.

 

А зачем вообще люди ездят в подобные поездки? Поделитесь наблюдениями?

Первое и самое очевидное — прямой интерес, предложить продукцию. Второе —  почерпнуть какую-нибудь бизнес идею, увидеть и подхватить интересное решение у другой компании и применить у себя. Бизнес миссии очень сближают между собой, ты начинаешь работать как одна команда, знакомишься с людьми и очень часто возникает дружба и совместный бизнес. Это удивительный феномен! А еще в поездках мы получаем питание для мозга. Для предпринимателя это возможность отключится от всего, чем занимаешься на данный момент, поменять привычную картинку, окружение, местность. В это время голова, с одной стороны, отдыхает, а мозг получает питание в виде новой информации.

 

А у вас какая цель?

У каждого человека есть какое-то предназначение и хорошо когда это совпадает с бизнесом. Ты занимаешься любимым делом и это же является твоим бизнесом. Я уверен, что в этом случае тебе дается чуть больше возможностей, чуть больше энергии, чуть больше удачи. Я считаю, что я нашел свое предназначение и развиваюсь в этом направлении. Можно подумать, что я могу быть необъективен, это взгляд изнутри. Но и при взгляде со стороны звучит фантастически: предприниматель из Иркутска стал экспертом для правительства страны, помогает организовать переговоры между государствами. Думаю, я на своем месте! Могу сказать, что я общественник, я хочу позаботиться об окружающих, принести благо обществу. ОПОРА, в этом смысле, —  идеальное решение. Вокруг тебя люди, разделяющие твои ценности и, к тому же, ты можешь помочь улучшить их бизнес процессы, а также сделать жизнь каждого россиянина комфортнее.

 

Какие перспективные проекты вы видите сейчас в области ВЭД для нашего региона?

Есть конкретные вещи, которые мы можем использовать исходя из географического расположения нашего региона. Сейчас идет реконструкция Международного автомобильного перехода на границе с Китаем в Забайкальске. К 2027 году пропускная способность пункта увеличится с 600 до 2400 автомобилей в сутки. Под увеличение объемов грузопотока с китайской стороны все готово, там миллионы метров складов, а с нашей стороны практически ничего нет. Совершенно очевидно, что можно вкладываться в приграничную инфраструктуру с нашей стороны. Мы уже начали реализацию проекта Забайкальский Терминал Логистики и Сервиса на базе территории опережающего развития, которую создало Министерство по развитию Дальнего востока и Арктики. 

Еще одна моя рекомендация — рассмотреть возможность релокации производства в Монголию, например в свободную зону «Алтанбулаг». Там можно запустить производство и экспортировать товары в любую страну, импортировать оборудование, запчасти из любой европейской страны, заказать пуско-наладочные работы. Министерство промышленности и торговли России готово оказать любую поддержку для тех, кто захочет там разместить производство. 

 

Кому полезен комитет по ВЭД?

В комитете есть вещи, которые каждый точно получает, а есть вещи, под индивидуальный запрос. Точно нетворкинг между такими же как вы, найти партнеров, ведь бизнес строится на доверительных отношениях, но в любой деятельности тебе могут понадобится услуги юриста, финансиста, строителя. Всех можно найти в ОПОРЕ и выстроить цепочку целиком. Добавлю получение актуальной информации, возможность участия в наших мероприятиях, возможность консультироваться у экспертов регионального и международного уровней. Помочь нашим производителям расширить рынок сбыта — одна из прямых наших задач. Причем площадку комитета можно использовать и для региональной и для международной кооперации.

 

К нашей беседе подключился эксперт в области ВЭД международного уровня Рафаэль Сильва Мойсес Лоунер, которого пригласил на встречу Роман Малиновский. Рафаэль из Чили, более 20 лет прожил в Китае, сейчас живет в Иркутске.

 

Конечно, первый вопрос: почему Иркутск лучший город для жизни?

Первое, прекрасная погода и география. Второе, в Иркутске есть вся инфраструктура, характерная для мегаполиса — рестораны, кинотеатры, филармония, супермаркеты, спортивные клубы, но нет этих огромных расстояний. Когда я жил в Сантьяго, я тратил часы на дорогу до офиса, сейчас я это время могу посвятить себе.

Все по соседству: река, потрясающие рестораны. Очень люблю суши, они в Иркутске превосходного качества, итальянский, грузинский рестораны. 

Местные жители часто жалуются на промышленные выбросы. Я прожил 20 лет в Китае и для меня смог — это когда я не вижу вперед на 100 метров. А здесь, посмотрите: вот река, вон другой берег, видимость 1-2 километра! ( мы беседуем в офисе в гостинице “Северное море»). Конечно, я люблю Байкал! Я очень полюбил соленую байкальскую рыбы. Но 90 % своего времени я провожу в городе и мне здесь нравится.

 

Как можете описать ситуацию в международной торговле и какой совет дадите российским компаниям?

Предлагаю вспомнить слово бартер. Единственная дверь для торговли в Китай, которая была открыта, теперь наполовину закрыта. Задержка платежей колоссальная. В торговле сейчас нам позволяют делать бизнес только с едой, а с оборудованием и запчастями не получается. Российские компании не могут закупать оборудование в Европе, стали переходить на китайское оборудование, а деньги Китай не принимает. Ваши компании нуждаются в индустриальном оборудованием, но деньги не ходят. Российский бизнес ищет мосты для хождения платежей через дружественные страны и здесь уже требуются соглашения на уровне правительств для обеспечения безопасности платежей и грузов. 

 

Беседовала Ольга Савватеева