НовостиПодробности

О состоянии дорог в городе, о том, можно ли построить “вечные” дороги и о “дороге своей мечты” поговорили с Анатолием Тараненко, председателем Комитета по дорожному хозяйству Иркутской ОПОРЫ РОССИИ.

 

Что с дорогами в городе?

Из-за температурного режима к ямочному ремонту полотна приступили на 3 недели позже, чем обычно. И в эти недели дороги продолжали разрушаться в ускоренном темпе. Там, где была маленькая ямка, которую не закрыли, через неделю мы видим огромную выбоину. Сейчас уже ситуация лучше: сделали карты, производится ямочный ремонт. Считаю, конечно, догоним график ремонта. В планах на ремонт в этом году — 24 объекта. Будет и ремонт плотины: 2 полноценных слоя асфальтобетона с применением нового асфальтоукладчика.

Но, конечно, проблема дорог стоит в городе остро.

Во-первых, при ремонтах, зачастую, используются асфальтобетонные смеси по стандартам 60-х годов, где не учтены требования по интенсивности.

Хотя новые стандарты на асфальтобетон и новые требования действуют с 2014 года.  В их число входит и ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон), он более износостойкий из-за большего содержания щебня. А увеличение процента битума делает его самозалечивающимся: трещины до 1,5 мм под солнцем затягиваются.

Но его надо укладывать по строгой технологии, использовать только катки определенной массы, иначе его не уплотнить.

Во-вторых, ремонт, по моему мнению, проводится без привязок к проектным решениям, без должных геологических изысканий. Почему разрушение именно здесь, какой слой уязвим? Зачастую, ремонтные ведомости составлены на основе простого визуального осмотра. 

Но сейчас ситуация исправляется. В администрации города появился свой проектный комплекс, который разрабатывает полную документацию к ремонту. 

И в-третьих, я считаю, что нет должного контроля. К примеру, город не проверяет асфальтобетон на колейность. До сих пор у крупнейшего городского подрядчика нет полностью укомплектованной лаборатории, которая соответствовала бы требованиям. Нет полного комплекта оборудования и у сторонних организаций, которые привлекаются к работам.  

А можно ли построить прочные дороги, несмотря на суровый климат?

У нас есть все, чтобы дороги стояли долго: технологии, знания, материалы, техника.

Главное — не нарушать нормативы. Яркий пример — улица Байкальская. Там делали поверхностную обработку защитного слоя. Технология известная, но в нашем регионе нет оборудования для ее применения. Результат вы видите.

Про материалы. В прошлом году я получил согласование от администрации города на укладку экспериментальных участков, где в асфальтобетонную смесь добавлены модификаторы, которые удлиняют жизнь полотна. Один участок около Сибэкспоцентра (примерно 100 метров) уже год под наблюдением и два других в этом году еще будут. На федеральных дорогах эти модификаторы доказали свою эффективность, теперь пробуем в городе. 

Второе условие — регулярные ремонты.

В проекте “Безопасные и качественные дороги” прописаны сроки: раз в 24 года капитальный ремонт и раз в 12 лет — поверхностный ремонт дорожного полотна. Считаем: в городе 950 км дорог. Чтобы капитально отремонтировать все их за 10 лет, надо в год делать 95 км. Плюс просто ремонт — примерно 200 км. В этом году в городе запланирован ремонт 24-х участков общей протяженностью 25 км, а капитально отремонтируют около 2,5 км. 

А, к примеру, в Улан Удэ при протяженности дорог около 500 км, в прошлом году отремонтировано 60 км дорог.

Часто автомобилисты, видя надпись “Ремонт дорог”, винят дорожников в неудобствах. Обидно?

Нет. Но чаще всего дорожники сами виноваты. Поставьте глубоко заранее плакат о ремонте, чтобы люди смогли перестроить маршрут, изменить схему движения. А мы приехали и уткнулись в плакат точно на границе ремонта, когда уже поздно что-то менять. Мало освещения  в СМИ.  Вот я ехал сюда и решил посмотреть карту ремонта дорог в паспорте “Безопасные и качественные дороги”: ничего непонятно даже мне.

К тому же, на мой взгляд, у нас слабая культуры производства: бордюр сняли, тут же бросили, мало ограждений и предупреждающих знаков. 

Готовы ли мы к “Развороту на восток” ?

Если не брать во внимание участок от Байкальска до Бабушкина, где сейчас коллеги из ФКУ “Южный Байкал” проводят ремонт, есть 100% уверенность, что от Красноярска до Сковородино ты точно рассчитаешь прибытие в пункт назначения.

Считаю, что федеральные дороги в Иркутской области — в прекрасном состоянии. Все подрядчики, работающие здесь, оснащены современными приборами, оборудованием и техникой. В следующем годы планируются к сдаче крупнейшие объекты: объезд Усолья Сибирского и объезд Чистых Ключей плюс Моты, что значительно сократит время в пути.

Дорога по Ольхону: быть твердому покрытию?

Мое мнение: в асфальт ее закатывать не нужно, там нет интенсивного движения. Ее можно обеспылить. Есть специальная машина — ресайклер. Машина барабаном с зубцами перемалывает основание, добавляет цемент для прочности и битум для связывания частиц пыли. Такая дорога по прочности сравнима с железобетоном. И никакого вреда экологии.

Сколько лет вы в дорожной области? 

В этом году 20 лет. Моя первая командировка была в феврале 2003 год на автодорогу “Амур”. Работал инженером мостовиком. Поработал также на строительстве Северомуйского тоннеля. 

Сейчас имею несколько патентов. Дорожная отрасль за это время шагнула вперед, а спросишь обычного автолюбителя: что изменилось? “Да ничего не поменялось!”

А есть у вас дорога, по которой вы мечтаете проехать?

Когда работал на магистрали “Амур”, мечтал проехать ее от начала до конца, от Читы и до Хабаровска. И вот последние 10 лет езжу по ней без остановки. Так что мечтайте очень аккуратно.

Но я мечтаю построить дорогу… к своему дому.

Живу в предместье Рабочем и дороги в нашей части переулка, это примерно 700 метров, даже не было в плане города.  Долго добивался внесения, теперь она есть. Недавно установили освещение. А пока отсыпаю асфальтобетонной крошкой вместе с детьми. Так как дорожник я один на улице, а как жить дорожнику на улице, где нет дорог.

PS Анатолий Тараненко — основатель проекта “Сибирские дороги”. С 2019 года это первая независимая площадка для общения дорожников, представителей власти и производителей дорожно- строительных материалов техники и оборудования.