НовостиОпора в лицах

Географическое положение Иркутской области позволяет ей стать значительным транспортным хабом. Но не все так гладко… О проблемах с логистикой и … вкусных бургерах поговорили с Константином Ващуком, директором транспортно-логистической компании “Континент Экспорт”, основателем сети быстрого питания HOHO BURGER

При нынешнем тренде, когда страна повернулась на Восток, что происходит с транспортом?

Проблема с железнодорожными перевозками остро возникла около года назад. Иркутская область, Красноярский край и другие регионы Сибири работали с Китаем уже давно. Мы же прямые соседи. А вот западные регионы были больше ориентированы на Европу, а сейчас развернули свою деятельность на КНР и страны Юго-Восточной Азии.

И если раньше доля европейской России в потоке на Восток была чуть более 50%, то сегодня они готовы загрузить все 100% перевозок. Но и наше производство готово к экспорту. Поэтому пропускной способности не хватает, наш регион ограничивали в отгрузках очень сильно.

К примеру, мы делаем запрос на 12 контейнерных поездов, а нам дают 2-3 поезда.

Пришлось вмешаться Губернатору Игорю Кобзеву. В Правительство пригласили лесозаготовителей Иркутской области, создали реестр лесозаготовителей. И теперь на железную дорогу ежемесячно составляется список по вывозу от наших лесников. На сегодня отправку леса согласовывают и сейчас наша компания вышла на прежний уровень отправки.

Сегодня для наших партнеров можем обеспечить вывоз 50% грузов, в то время, как общая ситуация — всего 25%. Это большая проблема для лесозаготовителей: при долгом хранении лес теряет товарные качества, на него падает цена. Небольшим пилорамам приходится закрываться, теряются рабочие места.

И если со станций по ветке Иркутск — Тайшет движение есть, то из северных районов, Усть-Илимск, Чуна, лес уходит только от крупных компаний, а предприятия МСП в кризисной ситуации.

Но и тут находим решения: везем автотранспортом до других станций, где есть согласования, а потом традиционно — по железной дороге.

А если задействовать другие виды перевозок: авто или морские?

Морские пробовали, и сейчас активно работаем в этом направлении, но ввиду нестабильности цен и курса рубля иногда эти перевозки не выгодны, к тому же  значительно увеличивается срок доставки. Так, в недавнем времени, мы потерпели убыток около 2 млн рублей всего на 6 контейнерах: пока везли (а это порядка месяца), поднялся курс доллара, подорожал фрахт,  а договор был в рублях.

Автоперевозки используем для перевозок по области: Нижнеудинск — Тайшет или Чуна — Тайшет.  Лес и уголь — не высокодоходные товары, поэтому добавление автоперевозок в общую логистическую цепочку значительно удорожает общую цену на перевозку.

Все-таки основные наши ожидания связаны с железной дорогой. Вот в этом месяце уже 6 контейнерных поездов отправили. Положительная динамика есть.

Несколько слов о вашей компании.

Компания на рынке с 2016 года, а активно работать на рынке грузоперевозок как компания “Континент экспорт” начала с 2021 года. Занимаемся формированием контейнерных поездов, предоставление подвижного состава. 

У нас команда из опытнейших логистов: один за десятерых! Кажется, что нереальная задача, а оказывается решений — масса. 

Создаю им все условия для комфортной работы: достойная заработная плата, уютный офис, рядом парк, где можно прогуляться даже в течение рабочего дня.

Сейчас активно занимаемся импортом из Китая. Этим мы удешевляем и экспорт из России: приходит заполненный контейнер из Китая, мы его здесь грузим и отправляем назад. Получается неплохая экономия. 

Наша цель — набрать пул иркутских компаний, которые везут из Поднебесной продукцию и тем самым создать комфортные условия цены и в импорте и в экспорте Иркутской области. Может, среди читателей есть такие? Давайте сотрудничать!

Какие сложности еще приходится преодолевать?

У нас не хватает подвижного состава. Китай чаще отправляет на запад свою продукцию, там и оседают контейнеры.

Есть сложности с получением фитосанитарного сертификата на лес. Он имеет определенный срок действия, а, как вы уже поняли, вывезти в срок из-за очередей не всегда реально.

Хотелось бы попросить нашу таможенную службу выделять на досмотр больше людей, и оперативно подготавливать документы по выпуску продукции, чтобы эта процедура проходила быстрее.

Есть проблема с банковским обслуживанием. Те банки, которые могут работать за границей подняли комиссию за обслуживание в валюте. Но даже в этом случае, мы, к примеру, не можем открыть долларовый счет, хотя имеет там рублевый.

Куда еще отправляете грузы?

Активно развиваются направления Турция, Индия, Иран. Китайский рынок переполнен лесом, а Иран и Индия с удовольствием его покупает. Есть отправки в Узбекистан.

Кроме леса, в Турцию повезем партию удобрений, разработанных нашими ребятами из НИ ИРГТУ.

Мы, как логисты, готовы предоставить экспертный расчет стоимости доставки, поддержать и проконсультировать новых партнеров в этой сфере. А дальше решать грузодержателю, 

Как возникла идея создать компанию?

Я 9 лет отработал на железной дороге в 15 разных должностях: от помощника машиниста до руководителя подразделения.

Потом захотел уйти из найма и создал сеть бургерных. А через некоторое время решил вернуться в логистику. Очень захотелось создать качественную услугу, которой, практически, нет на рынке. 

Возьмите любого лесозаготовителя и попросите его самому отправить груз. Он за голову схватится! Понесет массу расходов и, в итоге, груз не сдвинется с места. А я хочу для грузоотправителя обеспечить лучшее решение.

Миссия нашей компании: сделать так, чтобы и мы, и предприниматель были только в плюсе. 

Упомянули о сети бургерных. Можно поподробнее?

Сеть  HOHO BURGER работает с 2019 года в формате быстрого питания. 

Попали в Ковид, успешно, хоть и с массой трудностей пережили его. Хотя пару раз мне пришлось выйти на работу на железную дорогу, чтобы покрыть оперативные нужды закусочных.

Сейчас продаем франшизу, в планах Красноярск, Владивосток.

Мы настроены на средний сегмент: цены на наши бургеры начинаются от 130 рублей. 

Но это вкусно! По сравнению с глобальными сетями, наши даже лучше: мясо не обработанное, нет массы специй, натуральный вкус.

Есть сложности с персоналом. В основном это студенты. В связи с этим давно зреет предложение: создать при каждом ВУЗе базу студентов, которые желают подработать. 

Как оказались в “ОПОРЕ РОССИИ”?

Вступил год назад, когда активно погрузился в сферу транспорта. Хотя состоял в торгово-промышленной палате, именно в ОПОРЕ получил правовую помощь при проверке и рекомендации по учету. 

Обычно отношение к бизнесу: “Ты нам помоги”, а в ОПОРЕ помогают бизнесу.

Это сильнейший клуб предпринимателей Иркутской области. Мне удалось посетить пару мероприятий, в том числе и Форум 26 мая в центре “Мой бизнес”. Очень масштабно! Я понимаю, что я не один.

“Любой бизнес строится, чтобы зарабатывать деньги. Но когда ты это делаешь в удовольствие — это намного приятнее” — сказал в заключение Константин Ващук.

Беседу вела Ольга Савватеева.