Стрессоустойчивость, физическая подготовка и техническая подкованность для мальчишек и девчонок. Это все про картинг!
Рассказывает Станислав Лыжин, член Иркутской ОПОРЫ, руководитель Федерации автомобильного спорта Иркутской области, рекордсмен России, многократный призер республиканских соревнований по картингу и автокроссу, тренер сборной Иркутска по картингу.
Расскажите про вашу Школу картинга.
«Наша школа образована в 2015 году, а сейчас у меня третье поколение. Плотно начал заниматься картингом закончив свою карьеру и, как пилот, решил передавать опыт детям. Картинг — это фундамент автоспорта. Без картинга достичь чего-либо в автоспорте очень тяжело, только в ограниченном числе видов автогонок картинговая подготовка не играет основополагающую роль. К примеру, в «королевских гонках» Формула-1 подавляющее большинство пилотов из картинга.
Начали ездить на первые соревнования и тогда уже сборная Иркутской области была на неплохих счетах, братская школа картинга позволяла этим заниматься, благодаря хорошему картодрому. К сожалению, последние пять лет там ничего не проводят. Мы с своим картинг клубом переезжали много раз. Базировались сначала в Ново-Ленино, но потом кто-то посчитал, что лучше построить рынок и паркинг. Затем были ТРЦ Джем Молл и Ледовый дворец, но опять мы проиграли парковке. Сейчас базируемся на Динамо.
С 2016 года участвуем в программе «SMP Racing / Газпром — детям» для выявления и поддержки талантливых юных пилотов. Выступить в турнире может любой ребенок от 9 до 16 лет, не имеющий гоночной лицензии. Нужно просто показать лучшее время за неограниченное число попыток. Отбираем по шесть лучших гонщиков в каждой возрастной группе, они проходят 2-х месячное обучение, потом на внутренних соревнованиях отбираем по тройке лучших и соревнуемся в Финале Сибири и Урала. А если там спортсмены входят в тройку, то едут на Финал России и, в случае победы там, получают полноценный сезон».
По словам тренера, эта площадка от безысходности, хоть что-то. Нынешний картодром подходит для прокатного коммерческого использования и, разве что, в качестве стоянки для спортивных картов.
В целом, в Иркутской области нет спортивных объектов для технических видов спорта. Здесь мы прочно удерживаем печальное антилидерство.
И несмотря на это, Иркутский картинг — лидер Восточно-Сибирской зоны. В прошлом году выиграли все этапы, а в этом году — два первых и два вторых места среди команд общего зачета.
«Президент как-то сказал: «Спорт для нас — безусловный государственный приоритет, важнейшая составляющая национальных целей развития (ТАСС)», — на деле кажется, что у нас реальное отношение к спорту другое. Иногда создается впечатление, что руководители в Иркутской области считают спортом только олимпийские виды, а остальное — не спорт.
Да, автомобильный спорт — не олимпийский вид, но сегодня он опять набирает популярность, возрождается и вызывает интерес.
У детей стремление к автомобильному виду спорта, я считаю, выше, чем интерес к шахматам, пусть будет не в обиду шахматистам. Но стоимость автоспорта, яхтспорта и других технических видов выше: это техника, логистика, техническое обслуживание. Без помощи государства не обойтись.
Наш клуб — коммерческий, целиком и полностью мое детище, которое я создал сам при помощи родителей, друзей, других тренеров, тех, кому это нравится, кто этим занимается. Я сам занимаюсь изготовлением спортивной техники, инженерю, конструирую. Абсолютно голый энтузиазм.
Мой бизнес — предоставление услуг проката картов, на этом зарабатываю и затем трачу снова на спорт. Вот так у меня бизнес связан со спортом, а спорт связан с бизнесом».
Картинг — как вид спорта
«У нас полноценный цикл обучения ребят. Начинаем с азов: правила поведения на трассе, правила обслуживания, правил безопасности. Изучаем от комплектации машины и экипировки пилота и заканчивая последней гайкой на карте. Помимо того, что дети осваивают вождение, они учатся и гайки покрутить, и двигатель поремонтировать, и колеса переобуть-накачать, подобрать давление в шинах перед соревнованиями и во время заездов».
И девочки?
«В автомобильном спорте нет понятия девочка или мальчик, есть понятие пилот. Все на одинаковых условиях. В картинге есть весовой контроль: пилота взвешивают в полной экипировке вместе с машиной. Если его вес меньше минимально оговоренного, то автомобиль вывешивают до нормы, добавляя грузы, нивелируя преимущество пилота в массе.
Раньше развитию автоспорта уделяли больше внимания, понимая, что основы безопасности, техническая образованность, умение владеть автомобилем остается с ребятами на всю свою жизнь.
Не многие понимают, но автоспорт — нормальный, настоящий спорт с добротными физическими и динамическими нагрузками, иной раз гораздо больше, чем в других видах.
Мы проводим дополнительные тренировки в зале, каждая наша тренировка начинается с общефизической подготовки: разминка, пробежка.
Картинг — уникальный вид спорта, сочетающий общефизическое и общетехническое развитие. Дети получают моральную закалку и социализацию, ведь они между собой общаются годами. Я вам больше скажу, среди моих первых учеников семьи создаются.
Ребята строят костяк психологической и нервной устойчивости. Чем автомобильный спорт и значим — он многосторонний.
У нас есть программа развития автомобильного спорта в Иркутской области она зарегистрирована в
Российской автомобильной федерации, мы ее придерживаемся, работаем….»
А нет ли здесь противоречия: ты хорошо умеешь водить автомобиль и на дорогах общего пользования ведешь себя азартно, как на трассе?
«Многие так рассуждают, но человек, занимающийся спортом, на дорогах себя так не ведет. Есть спортивный кодекс и согласно ему российские спортсмены должны соблюдать свод законов. Наказание за нарушение очень жесткие: за превышение скорости — вплоть до лишения лицензии и запрет на соревнования на год, даже если ты механик».
Какие качества необходимы для пилота?
«Также как и для любого человека, который что-то хочет достичь в жизни: желание, стремление, трудолюбие. У меня жесткая позиция в плане обучения: если ребенок имеет неуспеваемость в школе, я отстраняю его от тренировок. Каждую четверть проверяю успеваемость, общаюсь с педагогами и с родителями».
А что зимой?
«Зимой тоже тренируемся, заливаем лед. К сожалению, постановление Правительства Иркутской области от 24.12.2020 № 1151-пп «О внесении изменений в Правила охраны жизни людей на водных объектах в Иркутской области» закрыло нам уникальную возможность нашего региона тренироваться на естественной трассе — льду Байкала.
Под запретом все: культурные, культурно-спортивные, туристические и событийные мероприятия.
Три года настаиваем на отмене, проводим встречи, создаются рабочие группы, но пока воз и ныне там».
Расскажите о вашем наставничестве для подростков.
«Начал сотрудничать с Ангарской воспитательной колонией с 2015 года. Первое, что сделали — залили ледовый каток. Я абсолютно убежден, что спорт — лучшая возможность социализироваться. Спорт может сближать и приводить к общению абсолютно разные слои населения, независимо от их статусности, значимости и социального положения. В одной волейбольной команде могут играть хирург, мясник, доярка и космонавт.
Потом мы сделали мастерские, учили ребят слесарному делу, сварочным работам.
В 2019 году выступил в качестве наставника и общаюсь с ребятами до сегодняшнего дня. Это сложные дети, совершившие тяжкие преступления. Туда не попадают, украв пачку конфет. Но в большинстве случаев они не безнадежны.
Сейчас колонию расформировали, с последними двумя подопечными общался в августе: одного переводят во взрослую колонию в другой регион, а второй идет добровольцем в зону СВО.
Всего у меня на наставничестве было 11 подростков и очень горжусь тем, что 10 смог вытащить, сейчас у многих семьи, детишки».
Небольшой блиц. Шипы или «липучка»?
«Я использую фрикционные шины (липучка), но всем непрофессионалам рекомендую шипы».
Самое важное правило безопасного поведения на дороге?
«Самое главное — это не правило, самое главное это внимательность и сосредоточенность. Есть внимательность, все будет нормально».
Беседу вела Ольга Савватеева.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.