НовостиПодробности

Сегодня мы на приеме у Андрея Лабыгина, чтобы поговорить об образовании, о тех, кто обращается за помощью и с какими проблемами

Справка: Андрей Николаевич Лабыгин — уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (с 2020 года). Кандидат юридических наук.

Андрей Николаевич, наткнулась на информацию о том, что Вы закончили школу с серебряной медалью. Удовлетворите любопытство: по какому предмету четверка?

«Если бы я писал свою биографию сегодня, думаю, что не упомянул бы об этом. Но 20 лет назад, когда составлял одно из первых своих резюме, казалось, что это яркая отличительная черта. Другое отношение было к медали. На самом деле, в моем аттестате одни пятерки. По негласной «разнарядке» золотая медаль должна была быть на наш район одна и досталась она не мне. Но при поступлении разницы между достоинством медалей особой не было. Надо было сдать первый экзамен на «пять» и ты автоматом поступаешь, что мне и удалось. Хотя к тому времени экзаменаторы уже многих оценили на «отлично» и меня проверяли с особым пристрастием. Тогда я впервые в жизни ощутил эти качели: или — или и просто потребовал поставить «пять». Понял, что за жизнь надо бороться! Перед тобой тысяча дорог и только одна твоя».

А почему юридический?

«Да, ничего, как говорится, не предвещало. У меня родители — агрономы. За мной в сельскую школу приезжал декан педагогического факультета института из Улан-Удэ и уговаривал поступать к ним на физмат, так как считал, что у меня особые способности в точных науках. Но моя старшая сестра работала следователем. Она — большой авторитет для меня, поэтому я поступил на юридический в ИГУ».

Расскажите про студенческие годы.

«Приехал в город с одним чемоданом. На дворе 1986 год и ни одного знакомого человека в Иркутске. Закончил первый курс, женился и ушел в армию на два года. То время — одно из лучших воспоминаний. Приобрел армейских друзей, до сих пор они самые надежные.

Когда вернулся, продолжил учебу в университете, а, чтобы содержать семью, работал в рабочем отряде содействия милиции. Попал помощником к следователям в Кировский РОВД и проработал там два года. Это позволило мне изучить профессию следователя досконально. Опытные следователи научили не только профессии, но и жизни.

Я научился работать с разными людьми и отлично узнал город.  Все в жизни пригодилось. Супруга тоже училась и работала. Она сейчас известный врач, а тогда подрабатывала обычной санитаркой. Так постепенно мы становились иркутянами».

Ваше имя есть среди знаменитых выпускников ИГУ. Сегодня многие идут зарабатывать, не беспокоясь об образовании. А что вам дало высшее образование? Надо ли получать его сейчас, когда масса платных курсов в интернете?

«Я глубоко убежден: высшее образование нужно, и сочувствую тем талантливым ребятам, у которых проблемы с образованием. Университетское образование, высшая школа — это не то, что ты заучишь что-то (мы говорим не о точных науках, конечно). Это вопрос мировоззренческий, вопрос полноты подхода. Кому-то, возможно, и не пригодится. Но в жизни, при принятии решений, при общении с людьми, при формировании своей точки зрения, при поддержки чьих-то инициатив или разработке своих — без высшего образования никуда.

Вероятно, в какой-то момент непонятно, зачем тебе это. А проходит время, и все оказывается важным и нужным. Диалектика жизненных взаимоотношений и взаимодействия с людьми, стремление к индивидуальности требует, по – моему, классического образования. 

К сожалению, у многих современных коучей нет такой глубины знаний и, соответственно, они не смогут их вам протранслировать.

Но я также настороженно отношусь к людям, у которых два и более высших несмежных образования. Ничего плохого, конечно, нет. Но по-моему, это говорит о том, что у человека произошли серьезные изменения в жизни, ее переосмысление или «обнуление», если он кардинально решил сменить сферу деятельности.

Не говорю о повышении квалификации или смежных специализациях. К примеру, я профессиональный медиатор и преподаватель. Хотелось бы еще экономическое образование, мне, зачастую, не хватает этих знаний, поэтому часто обращаюсь к специалистам».

Как вы стали уполномоченным?

«На должность меня назначил губернатор региона Игорь Иванович Кобзев. Мою кандидатуру согласовал Борис Юрьевич Титов (Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей). Как правило, уполномоченным становятся представители бизнеса, чтобы они чувствовали настроения предпринимателей, имели бизнес-опыт, на себе испытали давление власти. Но я считаю иначе: на этой должности может работать человек, знающий систему власти и добивающийся результата, чтобы бизнес не остался один на один с государством.

У нас выстроено комплексное взаимодействие с прокуратурой. Как ни удивительно, но это наши самые главные партнеры. Бывает, что принимаем участие в судебных процессах, где выступаем их оппонентами – на стороне предпринимателей.  Но это базисная структура, без которой у нас ничего бы не получалось: нашему институту 10 лет, а им 300. Прокуратура — один из главных элементов правовой системы РФ.

Мы находимся на стыке бизнеса, контрольно-надзорных органов и государства в целом. Где происходит недопонимание, там появляется уполномоченный.

Бизнес говорит: «Вы нам дайте долгосрочные правила и мы выстроим деятельность в рамках этих требований”. Самое больное для бизнеса — изменение правил. 

Есть всеми признанные благородные профессии, к примеру, врач или учитель. И такое признание они достигли, в том числе, благодаря государству, которое создало для них условия для работы и самореализации, а они взамен лечат людей и дают знания детям. И по аналогии: создайте предпринимателю условия для работы, и он создаст продукт, рабочие места и будет делать достойные отчисления в бюджет.

Мы пытаемся улучшать деловой климат в регионе, делаем ежегодные доклады в Законодательное собрание региона. Обязательно экземпляр передаем Губернатору. В докладе приводим отчет о нашей деятельности, анализ бизнес — среды, статистику по МСП, проблемы бизнеса и пути их решения. Ежегодные доклады размещены в открытом доступе на нашем сайте».

По каким вопросам чаще всего обращаются предприниматели? Есть ли специфика в районах и областном центре?

«Когда люди приходят на прием, я ощущаю себя доктором, который должен лечить все. Так, я занимаюсь вопросами от установления тарифа на дрова до авторского права, от вертикально интегрированных компаний до самозанятого. В рамках личного приема недостаточно времени, чтобы вникнуть в суть проблемы, с которой обращается предприниматель. Поэтому после каждого обращения мы тщательно изучаем документы, анализируем практику, консультируемся с экспертами. Конечно есть и традиционные вопросы, связанные с земельно-имущественными отношениями, неисполнением обязательств по муниципальным контрактам, рекламными конструкциями. Есть обращения по системным проблемам бизнеса. Например, в лесной сфере выявилась проблема, связанная с выставлением добросовестным лесопользователям ущерба, причиненного животному миру в результате их легальной лесозаготовительной деятельности. 

В Иркутской области три уполномоченных. Обратите внимание, как они называются: по правам человека, по правам ребенка и по ЗАЩИТЕ прав предпринимателей.

У нас своя специфика: к нам обращаются и те предприниматели, которые только в начале пути, и те, кто не первый день в бизнесе и знают, как его вести. Но все они обращаются к нам тогда, когда у них действительно возникают проблемы, которые они не могут решить самостоятельно.

Бизнес — это не только сноровка. Это живой ум и предельная самоорганизация. У меня, как и у любого чиновника, правила трудового распорядка, инструкции и т.д.  Я нахожусь в определенных рамках. А предприниматель сам себе ставит цели, он подменяет огромный стимулирующий аппарат. И чем больше ставит целей и чем больше их с муравьиной технологией достигает, тем более он успешен. Предприниматели — это оптимисты по жизни, они выбрали специальный путь, они все понимают: налоги, чиновники, законы…

Почти анекдот: 

Иван, вот ты уже денег достаточно заработал, купил бы остров в океане и отдыхал. 

Остров —  это хорошо… Вместе с ним можно купить катера и сдавать их в аренду!

Поэтому если такой человек пришел ко мне, это значит своих сил для борьбы уже не хватает. Но, к сожалению, порой приходят слишком поздно, когда уже сделать ничего нельзя, например, есть состоявшиеся судебные решения или, когда прошли все сроки давности. Тут как к доктору – чем раньше вы к нам обратитесь, тем больше вероятности, что мы вам поможем. В основном наши заявители —  микро и малый бизнес. Ведь в крупных корпорациях есть штатные юристы и экономисты, но бывает и обращения больших компаний.

Что касается специфики обращений, то, например, проблема с НТО характерна для г. Иркутска. В некоторых муниципальных образованиях предпринимателей беспокоят налоговые ставки на коммерческую недвижимость, отношения с РТ-НЭО (вывоз ТКО). Но здесь (в спорах с РТ-НЭО) мы можем провести только медиативные мероприятия, т.к. это два коммерческих предприятия».

Бывает ли так, что предприниматели пытаются использовать вас «втемную», скрывают факты. Как выявляете такие случаи?

«Мы всегда проводим свой внутренний юридический аудит. Принцип один — помогаем только тем, кто осуществляет свою деятельность законно. В моем аппарате превосходные специалисты, получившие массу благодарностей, слаженный коллектив. Я очень бережно к ним отношусь. Используем также институт Pro bono (оказание профессиональной помощи на безвозмездной основе) — более 30 экспертов готовы предоставить свое заключение.

У нас много успешных случаев за десять лет работы, когда никто не верил в успех. Например, предпринимателю отказали суды трех инстанций в списании денежных средств, выданных банком в рамках госпрограммы в связи с нарушением им условий по сохранению занятости. Однако по нашей совместной жалобе Верховный суд отменил решения судов, что бывает крайне редко!»

Что, по-вашему мнению, может способствовать развитию сектора МСП в регионе? 

«Для развития малого бизнеса в регионе необходимо создать комфортные условия. Прежде всего, это льготное налогообложение. У нас в области для отдельных отраслей приняты пониженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения. Но при анализе налоговых преференций мы понимаем, что этими льготами в прошлом году смогли воспользоваться мизерное количество предпринимателей. Поэтому я считаю, что нужно устанавливать эффективные налоговые льготы и преференции.

Например, я направил Губернатору Игорю Кобзеву предложение, предусматривающее возможность получить статус социального предпринимателя предприятиям, которые трудоустраивают не только участников СВО, но и их жен, родителей и детей. Ведь на них легли все заботы по содержанию семьи.

Еще одно мое предложение — повысить предельный доход, ограничивающий право применения патентной системы налогообложения. Оно рекомендовано к рассмотрению Правительством РФ. Еще момент по патентной системе налогообложения. Я выступаю за то, чтобы каждый год по всем отраслям, по которым применяется патент, рассчитывать индивидуально его размеры и необходимость индексации, а не так как сейчас – абсолютно все размеры индексируются. Это затрагивает самый малый и микробизнес. Год от года ситуация меняется и я выступаю за более гибкий подход.

Думаю, что условия для ведения бизнеса следует создавать на уровне каждого муниципального образования. В интересах местной власти развитие предпринимательской деятельности. Предприниматель ничего не просит от государства, он сам себя обеспечивает. Более того, каждый добросовестный предприниматель улучшает жизнь территории, где ведет деятельность. Проблем много, но я убежден: если на каждом уровне у чиновников будет искреннее желание помочь, то будет проще разрешить трудности, в том числе и законодательные.

Сегодня мы видим по росту числа самозанятых, что комфортные и понятные налоговые условия выводят людей из тени.

Здесь и кроется противоречие государства и бизнеса: государство заинтересовано в получении максимальной налоговой отдаче от бизнеса, а бизнес —  в снижении налогов. Я же выступаю за взвешенный и системный подход, за баланс интересов.

Много предпринимателей занято в торговле в НТО. Расскажите о ситуации с НТО.

«С принятием регионального закона ситуация изменилась в лучшую сторону. Но накал не спадает. В прошлом году, когда произошло повышение арендной платы в г. Иркутске, этот вопрос вызвал негодование со стороны предпринимателей. Но на прошлой неделе на Совете по предпринимательству при мэре г. Иркутска было предложено, на мой взгляд, прогрессивное решение этой проблемы — снижение арендной платы на 10% за каждого трудоустроенного сотрудника. Есть проблема с торгами: их проводится недостаточное количество. Положительный момент в том, что добросовестный предприниматель может продлевать договор аренды без торгов.

Ввели минимальный срок аренды для НТО — 7 лет. 

Следующий этап — привести к единому стандарту внешний вид. Есть проекты, нужна и экономика: запроектировать можно что угодно, а сколько это будет стоить?

Считаю, в том числе и своим достижением то, что власти сейчас серьезно относятся к НТО. В этой сфере занято много людей, они делают нашу жизнь удобнее. Но лучше всего говорят цифры: при реализации закона НТО на торгах по праву аренды в бюджет поступило более 160 млн рублей!

Есть подвижки в вопросе выезда на лед?

«В настоящее время агентством по туризму сформирована рабочая группа, где обсуждается, в том числе, и этот вопрос и пути его решения. Пока эта проблема не решена, так как требует комплексного подхода: с одной стороны безопасность граждан, с другой —  развитие туризма».

Как выстраивается сотрудничество с «ОПОРОЙ РОССИИ»?

«Активно сотрудничаем с ОПОРОЙ, представители объединения входят в Общественный совет при уполномоченном. Ваше сообщество помогает в проведении опросов о самочувствии бизнеса, о мерах поддержки. Мы, в свою очередь, доносим актуальную правовую информацию.

Я знаю, что у вас есть Бюро по защите прав предпринимателей, но хочется, чтобы и вы рассказали о государственном органе, уполномоченном по защите прав предпринимателей. Мы являемся правозащитным институтом, целью которого является защита интересов бизнеса от административного давления, устранение излишних барьеров при осуществлении деятельности и от других незаконных проявлений со стороны власти в регионе. Мы являемся открытой площадкой!»

Ваш девиз по жизни?

Мой главный девиз, под которым живу: «Лучше быть, чем казаться» (В.Пикуль)

Беседу вела Ольга Савватеева