Женский бизнес — есть ли такой?
Об этом поговорили с Еленой Шагиновой — председателем Комитета по развитию женского предпринимательства, вице-председателем Иркутского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ».
Можем ли мы делить бизнес на женский и мужской?
Когда я начала заниматься популяризацией женского предпринимательства, мне задавали эти вопросы: «Что значит женский бизнес? Он что, какой-то другой? Разве есть половая принадлежность? Ведь рынок — он один?»
Да, это так. Рынок — он и есть рынок, но тем не менее смыслы и инструменты, с которыми девушки работают на рынке отличаются от мужского подхода к бизнесу. Почему женщин предпринимательниц сейчас больше чем 10 лет назад? Мир изменился и сейчас на первый план вышли такие качества, как сотрудничество, объединение, синергия. А мужские качества, которые тоже, несомненно, нужны в бизнесе: стремительность, натиск, безусловное достижение цели — это начинает уступать женским качествам. Я считаю, что только объединившись, только вместе мы можем сделать гораздо больше, чем одна единица.
Потому что в математике этого процесса 1+1 это не 2, а 3.
Женское лидерство — это не про то, чтобы быть первым и главным. Это лидерство в том, что мы сейчас готовы взять ответственность за свой социальный путь. Мы не обязаны быть мамами или домохозяйками. Мы можем строить карьеру, бизнес, заниматься фрилансом. У нас сегодня есть эти возможности и у нас появилась хорошая площадка. Лет 20 назад было сложнее, особенно сочетая бизнес с материнством. Сейчас многие вопросы мы решаем с телефона: планерку в зуме провели и мамой остались, и стратегию выработали. Технологии очень сильно помогают.
А вот где, я считаю, категорически нельзя делить бизнес на женский и мужской — это при кредитовании.
Поясните, пожалуйста!
Я считаю что неправильно давать лишнюю фору только потому, что ты женщина. Я имею в виду более низкую банковскую ставку или дополнительные субсидии. Это перекашивает экономику. Женщина искусственно достигает результата и когда эта фора заканчивается, бизнес обваливается. Это результат не настоящий, а потому что были даны искусственно, а не в рынке, лучшие условия старта, то, что другим игрокам было не доступно. Такой результат смазывает картину и приходится больно падать. Реальность она все равно всплывает, от нее не уйдешь.
А если женщина не хочет строить карьеру или бизнес?
Нет никакой обязанности: ты не должна быть мамой, ты не должна быть предпринимателем. Все у всех может быть по-разному. В какой роли женщина чувствует себя счастливой, так и хорошо!
В каких сферах бизнеса женщин больше?
Понятно, что есть традиционный для женщин бизнес. Это бьюти индустрия, хотя там есть и мужчины.
Но я вижу прекрасные кейсы женщин, реализующихся в «мужских индустриях». Самый яркий пример у нас ИНК, БРК. Я сама занимаюсь инженерным оборудованием почти 15 лет.
В построении бизнеса точно нет гендерной принадлежности. Безусловно, нам тяжелее выезжать в командировки. Когда детки маленькие тяжело разрываться, мама им очень сильно нужна. Но мы к этому адаптируемся, начинаем искать тех людей, кто удлиняет наши руки, нанимаем сотрудников кто поедет вместо нас по командировкам при необходимости. Я уверена, решение всегда найдется.
Ведь мужчинам тоже приходится преодолевать сложности, с которыми женщина справится легко и естественно. К примеру, идти на компромисс, уступать, договариваться. Думаю, что мужчинам в силу их гендерных особенностей это делать труднее, ведь они лидеры по натуре.
Беседу вела Ольга Савватеева.