«Байкал –жемчужина Иркутской области: инновационные подходы и проблемы развития туризма»
Заседание Общественной палаты Иркутской области, комиссии по региональному и экономическому развитию прошло 9 апреля.
Модераторами выступили Николай Прокопьев, председатель комиссии по региональному и экономическому развитию Общественной палаты Иркутской области и Игорь Жубрин, член комиссии и председатель Комитета по молодежному предпринимательству Иркутской ОПОРЫ.
Немного цифр:
Только за прошлый год Иркутскую область посетило более 1 миллиона человек.
Внутренний туризма Иркутской области принес в 2023 году в налоговые доходы региона 1,3 млрд. рублей
Рассказывает Игорь Жубрин:
“Туризм на Байкале в недавнем прошлом был жестко привязан к сезонности и имел развитие в теплый период с мая по сентябрь. Затем жизнь в целом замирала не только в туристических локациях, но и в целом в регионе. Создание предпринимательским сообществом событийных мероприятий в течение целого календарного года позволило многократно увеличить туристический поток, стереть грани межсезонья и вывести турбизнес на круглогодичный режим работы. Однако существуют проблемы, препятствующие развитию туристической отрасли в Иркутской области”.
Именно их и рассмотрели на заседании, а также выработали рекомендации для их устраниения.
К примеру, развитию зимнего событийного туризма препятствует полный запрет выезда на лед вне ледовых переправ. Прекратили свое существование спортивно-массовые, зрелищные мероприятия, которые привлекали огромное количество зрителей разных возрастов, а также участников, в том числе международного уровня.
Проблема номер два — судоходство. В ГИМС МЧС России по данным на 2022 год зарегистрированы в судовом реестре 2135 маломерных судов, которые используются вне коммерческих целей. Однако на самом же деле эта цифра должна быть увеличена в разы. Ведь неофициально эксплуатируются до 6000 судов, в том числе и из других регионов РФ.
Представить официально количество судов, эксплуатируемых на озере Байкал и судов и занимающихся организацией круизного отдыха, не представляется возможным в силу разных причин. Круизные маршруты, которые разрабатываются по поручению Президента РФ «О развитии круизного и пассажирского судоходства на озере Байкал» не подразумевают места стоянок, так как не оборудованы причалами, заправочными станциями и пунктами приема судовых отходов. Это усложняют развитие круизного отдыха на Байкале. Плюс в рамках реорганизации фактически ликвидируется структура ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна». Совет рекомендует сохранить эту структуру в г. Иркутске в рамках исполнения её полномочиий.
Также важно обратить внимание, что для туристической отрасли в Иркутской области не предусмотрены субсидии для развития туристических и сопутствующих бизнесов, для формирования положительного туристического облика территорий привлекательных для путешественников, субсидий для строительство сопутствующей инфраструктуры (туалеты, зоны отдыха и т.д.). Нехорошо завидовать соседу, но в Республике Бурятия для турбизнеса из республиканского бюджета предусмотрены субсидии на оборудование туалетов, приобретения транспорта, образование и прочее. Список внушительный.
Одним из серьезных препятствий дальнейшего развития туризма в Прибайкалье стало не только отсутствие надежного энергоснабжения, но и отсутствие возможности подключения новых объектов и дополнительных бытовых электроприборов.
«Развитием туризма в Иркутской области занимается Агентство по туризму Иркутской области. Вместе с тем, в огромном количестве функционала и текущих задач, у сотрудников Агентства нет возможности и условий прорабатывать стратегические вопросы, работающие на перспективу развития туризма в регионе. Поэтому Совет призывает изменить статус на Министерство и Иркутская ОПОРА тоже выступала с таким предложением» — отмечает эксперт.
По итогам заседания предложения были направлены в региональные органы власти.
Перечислим кратко некоторые:
Не менее 50% от ежегодных налоговых поступлений доходов туристической отрасли Иркутской области направлять на развитие парков и туристических проектов.
Приоритет территориям, прилегающим к реализованным комплексным туристическим проектам при выборе проектов для реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»
Субсидировать частные проекты по созданию общественных пространств, туристических парков.
Предусмотреть компенсацию уже понесенных расходов предпринимателей в размере до 80%
Есть прекрасные проекты: «Развитие Байкальского тракта «Иркутск-Листвянка», пешеходно-велосипедная набережная от ледокола «Ангара» до мыса «Молодежный», единая природная набережная на левом берегу Ангары от ИРНИТУ, вдоль набережной левой Ангары через спорт-парк «Поляна» до парка «Якоби» — ждем их реализации.
Снизить порог минимального объема Масштабного инвестиционного проекта в туристической сфере с 500 до 200 млн руб.
Конечно, разрешить выезд на лед при соблюдении всех норм безопасности.
Разработать в муниципальных образованиях карту возможных участков для реализации туристических проектов с открытым конкурсом. Утвердить схемы участков на совете по туризму при Губернаторе Иркутской области.
Увеличить лимит площади земельных участков с рекреационными целями с 5 га до 25 га.
“Очень надеемся, что предложения предпринимателей будут услышаны”, — заключил Игорь Жубрин.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.