НовостиПрактикум

Счастливые сезон не наблюдают?

Сезонность влияет почти на любой бизнес — просто где-то она полностью определяет политику продаж, а где-то практически незаметна для прибылей компании.

А есть ли она «сезонность» ? Или это отговорка Отдела продаж?

Как пережить «несезон» ?

Что можно придумать?

Поговорили с об этом с представителями бизнесов, традиционно считающимися сезонными. 

Светлана Ефремова, член Совета Иркутской «ОПОРЫ РОССИИ»,

владелица сети цветочных бутиков:

«Конечно, в цветочном бизнесе сезонность существует и самые слабые продажи наступают летом. Причин несколько: люди разъезжаются в отпуска, много цветов распускается на собственных участках и их охотно покупают. Но мы не сдаемся! И у нас тоже есть весь ассортимент “приусадебных” цветов. К тому же лето —  это сезон свадеб, ориентируемся и на них. Принимаем много заказов на оформление. Поэтому нам жаловаться не на что. Могу сказать, что сейчас мы пришли к тому, что продажи летом не сильно падают. Мы достаточно стабильно держимся.

Осенью, конечно, продажи идут в гору. Горожане возвращаются, начинается сезон высоких продаж. Потом зима —  сезон Нового года. Люди закупаются сувенирной продукцией и у нас она очень хорошо представлена. Мы делаем новогодние композиции, которые пользуются очень большим спросом, особенно, с нобилисом (ветки живой датской пихты —  лапник Нобилис). В последние несколько лет это весьма популярно. А весна — наш самый высокий сезон: 14 февраля и 8 марта — наши самые оптимистичные праздники. Но и здесь может быть много провалов и спадов, поэтому надеяться на 8 марта не нужно, а  лучше стараться стабильно работать в течение года. 

Считаю, что если фирма сильная и в ней постоянно изобретать, придумывать что-то новое, никакого сильного спада не будет». 

Арсений Митин, экс ресторатор:

«Сезонность играет огромную роль, если ресторан находится в живописном месте, там где можно пристроить красивую веранду, дворик, высадить насаждения и затенить. В ста процентов летом у такого заведения будет больше гостей, чем у того, кто такой веранды лишен. По своему опыту могу сказать, у меня всегда выручка летом была в 2 раза выше, чем зимой. Зимний, новогодний сезон — сезон новогодних корпоративов. Здесь “на коне” те, кто могут предоставить просторные  площадки. У вас маленькая? Соответственно и прибыль меньше. Самый плохой сезон ноябрь и до середины декабря — резкое падение. Следующий «не сезон» — первые 10 дней января: полная тишина, все  доедают и допивают новогодний стол и  ходят по гостям.

Как бороться? Делать качественный проект, который совместит летнюю веранду и банкетный зал, но надо не перемудрить.» 

Виталий Снегур, руководитель компании по продажи мороженого

«В моем бизнесе сезонность точно есть. Более того, я допускаю, что сезонность есть в любом бизнесе. Мы ведем статистику по продажам с 2004 года с момента основания предприятия и она не даст соврать: разница в объемах между июлем и январем примерно в 3! раза. Думаю, подобная ситуация в продажах кваса и безалкогольных напитков, туризме, стройке и ремонте. Обратная ситуация — в продажах валенок. Знаю не понаслышке, потому что моим первым местом работы после окончания института была сапоговаляльная фабрика. Но надо учитывать тот фактор, что страна большая, географические и климатические условия разные, экономическое состояние регионов тоже разное, все неравномерно. Наверняка, туристический бизнес в Москве, Санкт Петербурге и, например, в Казани имеет меньшую сезонность, чем у нас на Байкале.

Хотя я своим сотрудникам частенько повторяю фразу, что погоду определяет менеджер. Чтобы не кивали на плохую погоду при низких продажах и не строили себе алиби.

Как мы боремся с сезонностью? Мы следуем нескольким правилам, которые применимы не только к нашему бизнесу.

Во-первых, важно понимать и следить за тем, что происходит непосредственно в той области, в которой работает ваше предприятие. Например, в России потребление мороженого составляет около 3 — 4 килограммов в год, а в более развитых экономических странах этот показатель доходит до 20 килограммов. Соответственно, можем предположить, что потребление нашего продукта будет медленно, но верно расти. Немаловажный фактор — в каком состоянии в целом находится  экономика страны: падает, растет, какими темпами, какие прогнозы.

Во-вторых, нужно обязательно создавать резервы на «черные дни». Поскольку экономика развивается циклами, то они, «черные дни», неизбежны. А с резервами они будут не такими черными. Постараться не допускать необоснованных трат, особенно в “сезон», когда кажется: “вот оно, наконец-то, поперло!». Эта ситуация обманчива.

В-третьих, нужно учиться управлять деньгами, а не прибылью. Деньги это то, что вы ощущаете в руках, а прибыль — это расчетный показатель, зачастую, просто мираж. Например, когда предприятие планирует бюджет или составляет план доходов и расходов на будущий период, то обязательно закладывает определенную прибыль от своей деятельности. И еще ее не получив, уже начинает вовсю тратить. Нужно стараться не попадать в подобную ловушку.

Бизнес, как и жизнь, плохо предсказуемы. Поэтому надо учитывать различные сценарии развития событий, в том числе и самые негативные ( зачастую, они самые вероятные) и учится в этих реалиях жить, конкурировать и развиваться. 

Ну и немаловажный пункт — квалифицированные кадры. Люди важнее цифр, они помогут пережить любые времена».